Интервью Посла России в Венгрии Е.А.Станиславова правоконсервативному журналу "Мадьяр демократа"
Онлайн-версия интервью «Мадьяр демократа»
За ошибки Брюсселя надо винить не Газпром!
По мнению Посла России в Венгрии Е.А.Станиславова, чтобы избежать войны на Украине «коллективному Западу» следует удержать Киев от провокаций.
Как венгерская внешняя политика следует за происходящими в мире изменениями? Нужно ли волноваться из-за хода реализации проекта «Пакш-2»? Что привело к европейскому энергетическому кризису? Куда делись «американские молекулы свободы»? Кто несет ответственность за кризис на белорусско-польской границе? Будет ли война на Украине? Обо всем этом и многом другом мы поговорили с Послом России в Венгрии Е.А.Станиславовым.
Габор Штир
- 6 декабря 1991 г. в Москве подписан договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Венгерской Республикой. Эта дата свидетельствует о том, что обе страны незамедлительно отреагировали на происходящие геополитические изменения. Это также верно и в сегодняшних реалиях, ведь Венгрия в ответ на смещение центра тяжести мировой политики одной из первых приступила к реализации политики открытости на Восток…
На рубеже третьего десятилетия XXI века мы становимся свидетелями принципиально нового этапа мирового развития. В качестве иллюстрации изменения баланса сил достаточно отметить, что за последние 30 лет существенно сократилась доля членов «Группы семи» в глобальном хозяйстве. 30 лет назад она составляла 46%, сейчас – порядка 30%. Аналогичным образом меняется и положение Евросоюза в мировой экономике. Соответственно снижается и политический вес входящих в эти объединения стран, в то время как роль динамично развивающихся членов «Группы двадцати» и БРИКС заметно возрастает. Как мне представляется, политика открытости на Восток, проводимая Венгрией, учитывает именно эту объективную реальность.
- Как Вы считаете, насколько удалось наполнить содержанием этот политический курс в отношениях с Россией?
Мы видим прагматичный настрой венгерских партнёров на развитие взаимоуважительного диалога и их нацеленность на сотрудничество, основывающееся на взаимном учете интересов наших стран. Конечно, принимаем во внимание, что членство в ЕС и НАТО налагает на Будапешт определенные обязательства, в частности – участие в санкционных режимах против третьих стран даже в тех случаях, когда это противоречит национальным интересам Венгрии. Со своей стороны мы готовы развивать двустороннее торгово-экономическое сотрудничество в таком объеме и на такую глубину, к каким будут готовы наши партнеры в Будапеште.
Мы видим хорошие заделы не только для двусторонней торговли, но и для инвестиционного, научно-технического и промышленного взаимодействия. Буквально на прошлой неделе в России с участием венгерского Министра иностранных дел и внешнеэкономических связей П.Сийярто состоялось заседание российско-венгерской межправительственной комиссии (МПК), в ходе которого был предметно обсужден весь спектр вопросов двустороннего экономического сотрудничества. На этот раз члены МПК встретились не как обычно – в Москве, а в одном из наиболее инвестиционно привлекательных регионов России – в Калужской области, в г. Обнинске, где находится первая в мире атомная электростанция.
- Позитивный пример сотрудничества в третьих странах – проект производства железнодорожных вагонов в Египет. Какие еще прорывные направления Вы видите с точки зрения развития двусторонних экономических отношений, изменения их структуры в соответствии с трансформировавшимися взаимоотношениями в 21 веке?
Традиционным для наших стран является сотрудничество в сфере энергетики. В частности, строительство новых блоков АЭС «Пакш» и поставки российского газа, но, как я понимаю, Ваш вопрос о другом: о новых возможностях. Для России все большее значение приобретают вопросы борьбы с изменением климата. К числу приоритетных задач мы относим решение экологических проблем, цифровизацию и более широкое использование инновационных решений во всех сферах жизни. Сотрудничество в этих сферах представляло бы несомненный интерес, причем как для России, так и для Венгрии. Недавно обсуждали эти вопросы с Министром инноваций и технологий Венгрии Л.Палковичем.
Предпринимаются меры по расширению российского несырьевого экспорта. Активно работаем над реализацией этих планов и на венгерском направлении. За прошедшие девять месяцев рост двустороннего товарооборота составил 67%. Помимо традиционного экспорта энергоносителей возросла доля высокотехнологического экспорта, в частности, современной продукции сельскохозяйственного машиностроения (в Венгрию поставляются трактора и комбайны Ростсельмаша). Позитивно оцениваем перспективы расширения сотрудничества в сфере транспортной инфраструктуры, в частности, в деле создания на территории Венгрии логистических центров по обработке товаров, поступающих с Востока. В ближайшие дни планируется заключение соглашения на этот счет.
Кроме этого, полагаем необходимым уделять больше внимания тому, чтобы ткань экономического сотрудничества наполнялась не только проектами крупных компаний с государственным участием, но и за счёт более активного подключения малого и среднего бизнеса. Над этим нам еще предстоит активно поработать.
Особое внимание мы уделяем расширению студенческого обмена между нашими странами. Сегодня Россия представляет широкий выбор образовательных программ: более 650 специальностей по программам бакалавриата, магистратуры, специалитета, аспирантуры, довузовские программы подготовки, краткосрочные образовательные поездки, в том числе курсы изучения русского языка как иностранного, программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Дипломы российских вузов признаются в большинстве стран мира, в том числе и в Венгрии.
- Сотрудничество в сфере борьбы с пандемией коронавирусной инфекции показало смелость венгерского правительства, его готовность отстаивать свой суверенитет. Как может быть продолжено такое сотрудничество?
Мы высоко оцениваем совместную работу по борьбе с коронавирусной инфекцией, проделанную нашими странами к сегодняшнему моменту. Разработка российских ученых «Спутник V» стала в Венгрии одной из самых востребованных вакцин и в дополнительной презентации здесь не нуждается. В прочем, как и в еще в более чем семидесяти странах мира, где препарат одобрен и широко применяется. На сегодняшний день в мире за пределами России «Спутником V» привито более 100 млн человек.
Как Вы хорошо знаете, сегодня во всем мире актуально стоит вопрос ревакцинации. Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии им Н.Ф.Гамалеи сообщил, что для этих целей хорошо подходит однокомпонентная вакцина «Спутинк Лайт». Её эффективность здесь достигает 80%. Важно, что «Спутник Лайт» рекомендован к комбинированию с любой другой вакциной. Кроме того, препарат эффективен и сам по себе, т.е. в качестве отдельной вакцины против распространения новых штаммов коронавируса, в том числе наиболее агрессивного дельта-варианта. На сегодняшний день налажена производственная база и наша страна готова удовлетворить практически любой спрос на этот препарат. К слову, не так давно президент России В.В.Путин ревакцинировался «Спутником Лайт».
- Как идет подготовка к производству вакцины «Спутник V» на территории Венгрии?
Насколько нам известно, работа идет в соответствии с графиком, намеченным венгерскими партнерами. Исходим из того, что производство препарата в Венгрии на основе российской разработки начнется здесь с конца 2022 г.
- При таком тесном сотрудничестве между нашими странами взаимное признание вакцинационных сертификатов было бы логичным шагом. Есть ли шансы, что это произойдет?
На текущий момент между нашими странами действует максимально облегченный режим въезда. Так, граждане Венгрии могут приехать в Россию по предъявлению отрицательного ПЦР-теста, а российские граждане приезжают в Венгрию по национальным сертификатам о вакцинации. Что касается признания венгерских сертификатов в России, то сейчас этот вопрос находится в стадии проработки.
- Двусторонние отношения, которые развивались волнообразно в течение трех десятилетий, за прошедшее десятилетие вышли на новый уровень. Как бы Вы их охарактеризовали?
Российско-венгерские отношения развиваются в деполитизированном ключе, на принципах взаимного доверия, взаимного уважения, прагматизма и стремления учитывать интересы друг друга. Они имеют для нас собственную ценность и не увязываются с какими-либо «третьими сторонами». С удовлетворением отмечаем, что сотрудничество между нашими странами на нынешнем этапе вышло на беспрецедентный уровень, что стало возможным благодаря, прежде всего, ярко выраженной политической воле лидеров России и Венгрии, их обоюдному настрою на всестороннее развитие двусторонних связей. Это, в свою очередь, в полной мере отвечает чаяниям наших народов. За примерами такого отвечающего прагматичным интересам венгров сотрудничества далеко ходить не надо – это и российский газ по долгосрочным контактам и выгодной цене, и надежный «Спутник V».
- Некоторые оценивают эти хорошие отношения следующим образом: дескать, стремящаяся развалить ЕС и НАТО Москва использует Будапешт в качестве «троянского коня». Что Вы думаете о такой трактовке?
В отношении таких спекуляций хотелось бы сказать следующее. Европейский союз требует от своих членов безальтернативной «блоковой солидарности» в ущерб их собственным интересам. Поэтому когда национальные правительства, заинтересованные в нормальных отношениях с нами, говорят о нерациональности санкционной политики ЕС, то трактовать это как попытки России «использовать своих партнеров» по меньшей мере неуместно. На самом деле, это есть ни что иное, как умонастроения стремящихся к здоровым отношениям стран, естественным образом вытекающие из ущербного ограничительного подхода есовского Брюсселя. Уверен, иррациональность такой политики будет становиться очевидной все большему числу стран; соответственно будет расти число тех, кого некоторые называют «троянскими конями».
- Каково место Венгрии, а также Центральной Европы во внешней политике России?
Географически, исторически, культурно и цивилизационно Россия – неотъемлемая часть Европы. Это факт, который с нашей стороны никогда не подвергался сомнению. Вместе с тем, особенностью России является то, что значительная часть её территории находится в Азии, и, соответственно, в геополитическом смысле делает Россию евразийской державой. Именно поэтому взаимодействие с Европой не исключает нашего стремления к развитию столь же плодотворных, прагматичных и взаимовыгодных контактов с нашими азиатскими соседями, включая, прежде всего, КНР и Индию, страны АСЕАН, Республику Корею и многие другие страны. Поэтому мы будем работать с теми, кто будет проявлять готовность сотрудничать с нами на основе принципов равноправия, взаимного уважения и учета интересов.
- Из-за обострения противостояния между Западом и Россией венгерское правительство выстраивает свои отношения с Москвой, находясь под усиливающимся давлением и в условиях противодействия, которое не терпит даже чисто прагматический подход. Такое столкновение происходит и в спорах вокруг российско-венгерского проекта номер один – расширения АЭС «Пакш». При этом строительство блоков вместе со строительством финской АЭС уже сейчас задерживается на несколько лет не только из-за неблагоприятных внешних факторов. Вам не кажется это тревожным, особенно в случае, когда речь идет о таком инвестиционном проекте, который имеет большое значение с точки зрения престижа Росатома?
Совсем недавно я посетил Пакш, встретился с министром без портфеля, курирующим реализацию проекта сооружения второй очереди АЭС, Я.Шюли. Лично убедился в том, что подготовительные работы активно продолжаются. Невооруженным глазом видно, что проект вдохнул новую жизнь в экономику всего региона: строятся предприятия, транспортные развязки, бизнес-инкубаторы для подрядчиков, которые будут участвовать в этом проекте. Кстати, планируется, что значительная часть работ будет выполняться венгерскими компаниями, что позволит Росатому стать одним из крупнейших работодателей в Венгрии. Уже началось строительство моста, который соединит Пакш с близлежащим г.Калоча. Таким образом, уже сейчас российское предприятие стимулирует занятость и развитие экономики венгерского региона. Не говоря уже о том, что передовой, экологически и техногенно безопасный проект имеет стратегическое значение для укрепления энергетической безопасности Венгрии.
На мой взгляд, нет основания для беспокойства в отношении плана реализации проекта «Пакш-2». Что касается процесса лицензирования работ, то важно понимать, что получателем лицензии является венгерский заказчик ЗАО «Пакш-2», а Росатом активно содействует ему в подготовке необходимой документации. Исчерпывающая информация будет предоставлена в Госатомнадзор Венгрии в максимально сжатые сроки, после чего венгерский заказчик получит соответствующее разрешение на реализацию проекта, которая, как заверил недавно П.Сийярто, начнется в будущем году.
Что касается реноме Росатома, то оно формируется за счет качества выполняемых госкорпорацией работ. Компания уже давно завоевала доверие своих партнеров по всему миру, репутация серьезного, ответственного партнера, мирового лидера в области современной, чистой атомной энергетики с уникальным сочетанием надежности и безопасности из года в год только крепнет. Престиж Росатома никоем образом не зависит от того, когда будет получена лицензия.
- Исходя из ситуации, сложившейся вокруг проекта «Северный поток-2», можно сделать вывод, что евразийское сотрудничество в широком смысле и особенно европейские энергетические проекты не отвечают интересам США. Какие политические и экономические соображения Вы видите за попытками Вашингтона вбить клин между Западной Европой и Россией?
Сложно говорить, чем конкретно руководствуется Вашингтон, предпринимая попытки вбить клин между Западной Европой и Россией, хотя не могу не согласиться, что это действительно так. Характерно при этом, что в своих аргументах Соединенные Штаты доходили до абсурда. Вы должны помнить, как европейцев усиленно убеждали отказаться от трубопроводного российского газа в пользу американского СПГ, а в 2019 г. сразу два американских чиновника назвали американский сжиженный природный газ «свободным газом» (замминистра энергетики США Марк Менезес) и «молекулами свободы США» (помощник Министра энергетики по ископаемым видам топлива Стивен Винберг). Сегодня, в условиях энергетического кризиса в Европе, так и хочется спросить, где же эти «молекулы свободы США»? Они уплыли на танкере в Китай, где на тот момент сложилась более выгодная ценовая конъюнктура. Почему-то сегодня в прессе никто не вспоминает об этих призывах США, а острие критики опять обращено в адрес Газпрома, который, мол, должен активнее восполнять возникший на рынке дефицит. Почему эти вопросы не обращены за океан?
- Вашингтон мотивирует свои действия тем, что Европа, дескать, окажется более зависимой от российского газа, от России, чем это необходимо. Как Вы считаете, американцы оказывают давление, преследуя геополитические или скорее экономические цели?
Вы знаете, в некотором смысле российский газ, действительно, не настолько «свободен», как американский. Имеющаяся инфраструктура и долгосрочные контракты не позволяют нам сиюминутно менять рынки сбыта. Основные экспортные газопроводы Газпрома ориентированы на Европу. Некоторые политики пытаются представить это в качестве фактора энергетической зависимости Европы от России. Но если взглянуть на ситуацию непредвзято, то станет очевидным, что наличие таких газопроводов дает европейцам конкурентные преимущества в виде долгосрочных контрактов по разумным ценам.
Текущий энергетический кризис наглядно высветил необходимость поиска здорового баланса между спотовым рынком и традиционными трубопроводами, поставки по которым осуществляются на основе долгосрочных, предсказуемых контрактов. И выбор этот должен строиться на экономических расчетах, а не на геополитических пожеланиях той или иной отдельной западной столицы, прикрываемых популистскими разговорами об «энергозависимости» или «молекулах свободы».
- Эта политика привела частично и к газовому кризису. Как Вы считаете, что еще послужило причиной? В нынешнем кризисе Газпром, в отличие от предыдущих ситуаций, не спешит спасать Европу. Почему?
К сожалению, континент стал заложником системных просчетов своих собственных чиновников. Как Вы прекрасно знаете, за последние десять лет доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в европейском энергобалансе резко выросла, что, безусловно, хорошо. Но при этом важно понимать, что одной из отличительных черт ВИЭ является непостоянство выработки электроэнергии. В нынешнем году, из-за снижения выработки на ветряных электростанциях в силу погодных условий на европейском рынке сложился дефицит электроэнергии. Цены на неё подскочили, что стало спусковым крючком, триггером и для роста газовых котировок на спотовом рынке.
Кроме того, летом, перед началом отопительного сезона, обычно пополняются резервы газа. В этом году даже после холодной и длительной зимы в Европе многие европейские партнеры почему-то не стали этого делать, понадеялись на спотовые поставки газа, тем самым в условиях ажиотажного спроса ещё сильнее подстегнули цены наверх. Мы неоднократно обращали внимание наших партнеров на необходимость ориентироваться на долгосрочные контракты, поскольку ценообразование в этом случае сильно отличается от спотового. Однако европейские коллеги сделали ставку на биржу, ошибочно посчитав, что газовые предложения на свободном краткосрочном рынке обеспечат сбалансированность энергорынка, причем в заниженном ценовом диапазоне. Рынок решил по-другому. Поэтому не стоит винить поставщика товара в том, что в Брюсселе сделали ставку на спотовый рынок, не просчитав при этом всех возможных вариантов развития рыночной конъюнктуры.
- В нынешнем кризисе Газпром, в отличие от предыдущих ситуаций, не спешит спасать Европу. Почему?
Газпром не обязан никого спасать, это не Министерство по чрезвычайным ситуациям. Газпром как надежная компания с прочной деловой репутацией полностью выполняет свои контрактные обязательства перед своими партнерами, в том числе и в Европе, обеспечивает гарантированные бесперебойные поставки газа на этом направлении. Все ответственные европейские политики признали это. Более того, мы всегда идём навстречу нашим партнёрам, готовы обсуждать дополнительные действия. В текущем году «Газпром» увеличил поставки в Европу на 10 %, в целом увеличение поставок российского газа на континент составляет 15 %, имея в виду и СПГ. Мы увеличиваем настолько, насколько нас просят наши партнёры. При этом отдельно хотелось бы отметить, что нет ни одного отказа. Мы даже увеличили поставки через ГТС Украины, таким образом, наши контрактные обязательства по транзиту будут перевыполнены примерно на 10 %.
- Как Вы считаете, можно ли окончательно похоронить идею о едином экономическом пространстве от Лиссабона до Владивостока, идеи о Большой Европе?
Мы считаем, что эта идея очень правильная и рациональная, поэтому, как и любую здравую идею, хоронить её не следует. Однако, нельзя не принимать во внимание тот факт, что со стороны Евросоюза нет встречного движения к её реализации – в отношении России продолжают вводить санкции, предпринимать недружественные шаги и голословно обвинять чуть ли не во вселенском зле, игнорируя очевидную пользу от взаимодействия в политике, экономике и гуманитарной сфере.
Мы, со своей стороны, остаемся открыты к конструктивному сотрудничеству на принципах равноправия, взаимного уважения и учета интересов. Сегодня всему миру нужны не новые разделительные линии, а объединительные инициативы. Хотя оптимизм в этом отношении с каждым днем уменьшается.
Более 5 лет назад Президент России В.В.Путин выступил с идеей создания Большого Евразийского партнерства, на которую сразу же отреагировали страны-члены ЕАЭС, ШОС, АСЕАН. Этот формат открыт и для Евросоюза. Возможно, в Брюсселе когда-нибудь осознают преимущества того, чтобы, не разрывая собственных планов, гармонизировать свои подходы со всеми остальными государствами, которые «работают» на этом огромном экономическом пространстве. Но здесь надо учитывать, что время не стоит на месте, ситуация меняется. Если в едином экономическом проекте от Лиссабона до Владивостока Евросоюз мог рассчитывать на одни параметры участия, то сейчас конфигурация Большого Евразийского партнерства выглядит иначе.
- В ответ на давление Запада Россия – ощутимо раздосадованно – отвернулась от Европы и в политическом смысле становится все более «азиатской». Не вызывает ли у Вас беспокойство то, что Москва таким образом теряет своих естественных союзников и слишком близко оказывается к все более амбициозному Китаю?
Россия проводит многовекторную политику, поэтому речи о смещении геополитических интересов не идет. Тем более, мы не дружим против кого-то или на зло кому-то, а действуем всегда, исходя из своих национальных интересов. Так и выстраивание дружеских отношений с Пекином имеет отнюдь не конъюнктурный характер. Китай и Россия – соседи: мы общаемся друг с другом на протяжении столетий, имеем очень глубокие исторические связи и корни. И это же не случайно, что мы выстроили в последние десятилетия такие отношения, которые достигли наивысшего за всю их историю уровня и носят характер всеобъемлющего стратегического партнёрства.
- К чему может привести такой союз в среднесрочной и более отдаленной перспективе?
Я уже говорил, что сегодня мы наблюдаем очень глубокую трансформацию миропорядка: укрепляются новые центры экономического роста, финансового могущества и политического влияния. К сожалению, этим объективным тенденциям становления подлинно многополярного, демократичного мира пытаются помешать некоторые западные государства во главе с США, которые хотят любой ценой сохранить свое доминирование в глобальной экономике и международной политике, навязать всем и вся повсюду свою волю и требования. Россия с КНР в ответ продвигают конструктивную, объединительную повестку дня, оказывают стабилизирующее влияние на глобальную и региональную обстановку. Мы заинтересованы в том, чтобы международная архитектура была справедливой, демократичной, обеспечивала устойчивость и опиралась на нормы международного права, а не какие-то кем-то выдуманные «правила». Для этого необходимо широкое взаимодействие государств и их интеграционных объединений, что мы и делаем с китайскими друзьями, развивая интеграционные процессы в Евразии, а также в формате БРИКС и ШОС.
- Но мы ведь согласны в том, что Евросоюз является естественным союзником России?
Москва для евроБрюсселя в равной степени могла бы быть «естественным союзником», утрата которого должна была бы становиться предметом переживаний. Но, к сожалению, вместо стремления к нормализации отношений, взаимоуважительного диалога и готовности к компромиссу мы сталкиваемся с постоянными попытками Еврокомиссии оказать давление на нашу страну. А когда появляются рациональные идеи, они тут же блокируются агрессивным русофобским меньшинством в ЕС. Так было, в частности, с недавней инициативой А.Меркель и Э.Макрона восстановить практику проведения саммитов Россия – ЕС.
- Прежде всего в контексте Украины мы хорошо видим, с какими новыми вызовами, новыми соперниками сталкивается Россия на т.н. постсоветском пространстве. Вы не боитесь, что враги втянут Россию в открытую войну на Донбассе?
Совсем недавно, выступая на расширенном заседании коллегии МИД России, Президент В.В.Путин подробно изложил российскую позицию по внутриукраинскому кризису. К сожалению, пока он очень далек от разрешения, а риск обострения ситуации возрастает. В свою очередь западные партнёры усугубляют ситуацию поставками Украине летального современного вооружения, проведением провокационных военных манёвров в Чёрном море и в других регионах, близких к нашим границам. В условиях непрекращающегося продвижения военной инфраструктуры НАТО на восток и усиливающегося «военного освоения» натовцами украинской территории все это создает чрезвычайно опасную обстановку. При этом Киев изо всех сил пытается представить себя жертвой «российской агрессии» в надежде на помощь западных покровителей, хотя на самом деле вынашивает планы силового решения конфликта на Донбассе. В этих условиях российскому Президенту потребовалось напомнить коллективному Западу о «красных линиях», к которым не следует, по его словам, «относиться поверхностно».
- Вы еще видите шанс на выполнение Минских соглашений?
К сожалению, сегодня переговоры и само урегулирование находятся в крайне сложной ситуации. Украина продолжает свою деструктивную политику, направленную на срыв Минских соглашений, которые, кстати, были одобрены специальной резолюцией СБ ООН, а значит, являются обязательными для исполнения с точки зрения международного права. Наши партнёры по «нормандскому квартету» – ФРГ, Франция – на словах призывают к выполнению Минских соглашений, однако потакают курсу сегодняшнего киевского руководства на их демонтаж.
- Это дал понять и С.В.Лавров…
К сожалению, позиция России, ее роль во внутриукраинском урегулировании регулярно подвергались искажению. Чтобы предотвратить дальнейшие спекуляции, МИД России пошел на беспрецедентный шаг и опубликовал дипломатическую переписку министра иностранных дел С.В.Лаврова и глав внешнеполитических ведомств Германии и Франции. Переформулирую известную библейскую цитату и скажу: «имеющий глаза да увидит». Предлагаем венгерской аудитории ознакомиться с этими документами и самостоятельно сделать выводы (www.mid.ru/documents/10180/4944950/дипломатическая+переписка.pdf/795480b9-c3da-4498-88c8-f0a723c62c6.... Там прямо сказано, что Франция и ФРГ не поддерживают тезис о налаживании прямого диалога Киева с Донецком и Луганском, а ведь это один из ключевых элементов Минских договоренностей. Фактически партнеры по нормандскому формату призывают нас участвовать в переговорах не по выполнению, а по пересмотру Минских соглашений. Поступая так, они порождают в головах украинских политиков и военных опасные иллюзии в отношении путей урегулирования ситуации на Донбассе вне политических рамок Минских договоренностей.
Несмотря на все вышесказанное, мы убеждены, что разумной альтернативы выполнению Минских договорённостей не существует и международные усилия должны наконец нацеливать Киев на их выполнение в полном объеме.
- Западная пресса вновь распространяет новости о стягивании российских войск [на границе с Украиной]. Успокойте нас, Россия ведь не готовится к войне?
Как Вы понимаете, я являюсь послом России в Венгрии, и эти вопросы не входят в сферу моей прямой компетенции, но если Вы настаиваете, то могу сказать следующее. Западной прессе лучше бы обратить внимание на то, как всё ближе к нашим границам перебрасываются значительные подразделения и боевая техника стран НАТО, включая американскую и британскую. Происходит то, что мы называем военным освоением украинской территории натовскими структурами. Причем происходит это в непосредственной близости от зоны конфликта на Донбассе и за многие тысячи километров от территории этих стран. На самой Украине и линии соприкосновения на Донбассе аккумулируются все большие силы и средства при поддержке возрастающего числа западных инструкторов. Против Донецка и Луганска применяются прямо запрещенные Минскими договоренностями тяжелые вооружения, включая беспилотники. При этом Россию пытаются представить в качестве источника военной угрозы.
- То есть Вы не исключаете, что, отвлекая внимание на Москву, Киев может начать агрессию на Донбассе?
Никакие конфликты России не нужны. Об этом ни раз и на всех уровнях было четко заявлено. При этом надо понимать, что нынешние власти Киева ищут способы отвлечь внимание от своей неспособности решать экономические и социальные проблемы населения, урегулировать мирным способом конфликт на Донбассе. Нельзя исключать, что в этих условиях «горячие головы» на Украине могут решиться на военную авантюру, которая создаст прямую угрозу безопасности России. При подобном развитии событий будут приняты все предусмотренные в таких случаях меры.
Другими словами – чтобы перестать беспокоиться в связи с угрозой войны на Украине, необходимо, чтобы «коллективный Запад» смог удержать Украину от провокаций.
-Западные мейнстримные медиа везде и во всем видят «руку Москвы» и убеждают в этом свою аудиторию. Это происходит и в отношении кризиса на польско-белорусской границе. Как Вы считаете, на границе застряли беженцы, как утверждает Минск, или нелегальные мигранты, для защиты от которых требуется строительство стены?
Начну с того, что и беженцы, и нелегальные мигранты – это прежде всего люди, которые заслуживают просто нормального человеческого отношения.
- Кто несет ответственность за сложившуюся кризисную ситуацию и какую?
Что касается миграционного кризиса в Европе, то он начался не сейчас, не в ноябре этого года, он продолжается уже несколько лет. Это поток людей из тех стран, в которых «развитые демократии» решили навести свои порядки. Западные страны, включая НАТО и членов Евросоюза, путем силовых интервенций навязывали в регионе Ближнего Востока и Северной Африки «лучшую жизнь» по западным образцам – в 2003 г. они вторглись в Ирак, в 2001 г. в Афганистан, потом была Ливия. Сегодня эти люди, среди которых много женщин с малолетними детьми, хотят в ту самую Европу, которая долгое время пропагандировала свой образ жизни. Поэтому, возвращаясь к Вашему вопросу, главная ответственность за урегулирование кризиса с мигрантами, в том числе, кстати, и финансовая, сейчас лежит на тех, кто создал условия для того, чтобы этот кризис разразился. И все это в полной мере относится к ситуации на белорусско-польской границе. Обвинять Минск в том, что люди от безысходности покинули свои дома и направились в поисках лучшей жизни в Европу, куда их, кстати, приглашали, просто нечестно.
- По большому счету, так считает и Венгрия…
Мы хорошо знаем позицию Венгрии по вопросам миграции. С ней можно соглашаться или спорить, однако она заслуживает уважения, так как она честная и открытая. Наши венгерские партнеры не стесняются отстаивать её в самых различных формах, за что, зачастую, подвергаются критике своих же западных союзников. Польша же, позиционируя себя бастионом защиты прав человека в мире и регулярно поучающая всех вокруг, а в последнее время особенно Минск, подтягивает войска к границе с Белоруссией, применяет чрезвычайно жесткие меры в отношении беженцев, не пускает журналистов для осуществления съемок. Вызывает ли уважения такая позиция, решать Вашему читателю.
В этом контексте хотел бы обратить внимание на вызывающую по меньшей мере удивление позицию Евросоюза. Еврокомиссия в своих судебных тяжбах с Будапештом требует от суда ЕС наложить на Вашу страну штраф за лишение мигрантов доступа к процедурам предоставления убежища на венгерской территории, то есть за то, что сейчас запросто сходит с рук Варшаве, Вильнюсу и Риге, неприкрыто игнорирующих нормы есовского и международного права относительно обращения с соискателями убежища. Более того, им оказывается всестороння моральная, дипломатическая и финансовая поддержка.
- Россия тоже определенным образом сталкивается с миграцией и исламом. Какие уроки могла бы извлечь из Вашего опыта западная часть Европы?
Россия – это многонациональное и многоконфессиональное государство. В нашей стране проживает более 190 этносов, около 20% нашего населения исповедуют ислам. А если вспомнить времена СССР, то это процентное соотношение было ещё больше. Поэтому у нас в России вопрос мирного сосуществования последователей разных конфессий имеет давние традиции и другую природу. Приглашаем венгерских журналистов приехать в Россию и своими глазами увидеть, как живут у нас представители разных народов, исповедующие разные религии.
- Во время разговора так или иначе возникал вопрос о том, что Россия находится под давлением. Одним из инструментов являются санкции, которые, безусловно, были болезненными, но не поставили Россию на колени. Более того, в некотором плане Вы смогли извлечь из них пользу. Благодаря санкциям начало развиваться сельское хозяйство. Тот факт, что страна стала самостоятельной с точки зрения обеспечения себя продовольствием, укрепляет ее как великую державу. Каковы задачи и вызовы, которые надо решить, чтобы укрепить страну в этом статусе?
Для ответа на этот вопрос потребуется отдельное интервью. Оставим его на будущее. Скажу только вот что. Существует много определений того, что такое «великая держава»; есть множество критериев, по которым исследователи относят ту или иную страну в этой категории. Но для меня, как дипломата, важным качеством великой державы – в каких бы тяжелых условиях внешнего давления она ни находилась – является ответственное поведение на международной арене в соответствии с нормами международного права, равно как и способность эффективно защищать обозначенные ею «красные линии».