Посольство Российской Федерации в Венгрии
(8-10-36-1) 302-5230;
332-4748; 269-01-52
/-
09 декабря / 2014

Интервью Посла России в Венгрии В.Н.Сергеева газете «Мадьяр хирлап»

Господин Посол, на прошлой неделе Президент В.В.Путин остановил строительство «Южного потока». По Вашему мнению, это окончательное решение, или ситуация еще может измениться?

Скорее всего, проект «Южный поток» в его нынешней форме завершен. Я бы хотел подчеркнуть, что это зависело не от нас. Напомню, что «Газпром» уже вложил в развитие проекта 4,6 млрд. долл. ЕС ошибочно толкует наше решение, как несоблюдение правил игры. В то время, когда подписывались необходимые соглашения по строительству трубопровода, третьего энергетического пакета не было и в помине. Брюссель задним числом решил внести собственные изменения в международное право. Для нас это не приемлемо. В свете всего сказанного, я считаю претворение в жизнь данного проекта нереальным. В то же время появляются другие возможности для диверсификации газовых поставок российского газа в регион, теперь уже через Турцию. Все заинтересованы в том, чтобы из-за  закрытия проекта «Южный поток» ни сербы, ни итальянцы, ни австрийцы, ни венгры не пострадали.

В связи с закрытием «Южного потока» для венгерской леволиберальной оппозиции настал «радостный день» - окончание политики открытости на Восток. Следующим «провалом» станет проект АЭС «Пакш», заявляют они. И делают вывод: напрасно правительство В.Орбана «прогнулось» перед русскими…

В мою задачу не входит давать оценку венгерской внутренней политике, для дипломата это не допустимо. Но я уверен в том, что двусторонние отношения между нашими странами политизировать не стоит. Мы не оказывали на Будапешт никакого давления ни в связи с проектом расширения АЭС «Пакш», ни по поводу строительства «Южного потока». Будапешт нам не делал никаких уступок! Предложенное сотрудничество - чистая прагматика, совпадение долгосрочных экономических интересов. Это в полной мере применительно и в отношении всех других государств, с которыми мы взаимодействуем по данным направлениям. А  различного рода спекуляции, звучащие со стороны тех или иных политических кругов, не имеют ничего общего с действительностью.

Что касается расширения мощностей на АЭС «Пакш», то российский концерн «Росатом» предоставил Венгрии объективно лучшие технологические решения на максимально выгодных финансовых условиях. Подготовительные работы идут полных ходом, и я уверен, что новые блоки АЭС «Пакш» будут сданы в эксплуатацию в срок и вне всякой зависимости от геополитики. Прежде всего, это научно-техническая кооперация высокого уровня: долгосрочная, капиталоемкая, Надеюсь, что судьба этого проекта будет определяться интересами наших двух стран, а не бюрократией в Брюсселе.

Что может стать мирным решением на Украине? И вообще, это украинский вопрос или же должны вмешиваться внешние факторы?

Будущее юго-востока Украины должно определяться жителями региона в переговорах с киевскими властями. Задача международных посредников - оказать содействие этому процессу, а не мешать ему. Необходимо сохранять режим перемирия и продолжать реализовывать договоренности, одобренные контактной группой в Минске. Полное прекращение огня и налаживание всеобъемлющего внутриукраинского диалога – ключевые задачи по решению конфликта. Установление и наказание виновных в трагических событиях на Майдане, в Одессе, Мариуполе и др. – необходимое условие для формирования атмосферы доверия между сторонами. Именно нежелание Киева прислушиваться к мнению населения значительной части страны, а также резкие меры, включая  поспешную отмену закона о региональных языках, затронувшую и права венгерского меньшинства, уже привели к негативным последствиям и в дальнейшем могут лишь усугубить ситуацию.

Киев заявляет, что первым шагом должен стать вывод российских войск с территории Донбасса.

На юго-востоке Украины нет российских войск. Киев и НАТО могут утверждать всё что угодно, но до сих пор никаких доказательств своих заявлений ими предоставлено не было. Ситуация соответствует одной китайской пословице: «Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если её там нет». Россия предпринимает реальные шаги по улучшению гуманитарной ситуации в Донбассе. Рассчитываем, что и международное сообщество, наконец, откроет глаза на происходящее в Донецке и Луганске, перестав принижать масштабы гуманитарной катастрофы.

Это могло бы способствовать и улучшению экономической ситуации. Вообще как долго   может продолжаться навязанная США война санкций?  

Считаем введенные против России санкции нелегитимными и бессмысленными. Они наносят ущерб не только нам, но и тем, кто их ввел. Российское эмбарго стало лишь вынужденной ответной мерой, направленной на защиту в первую очередь нашей продовольственной безопасности. Западные санкции против России – это политическое вмешательство в рыночную экономику. К ситуации на Украине, как недавно заявил российский Президент, они не имеют никакого отношения, не было бы конфликта на Востоке Украины, придумали бы другой повод. Поэтому остается ждать, пока в Белом доме и европейских столицах возобладает здравый смысл и прагматичный подход. Посмотрите, по обе стороны океана уже звучит целый хор голосов в поддержку конструктивного диалога. Среди них есть разные, но уважаемые люди: например, Г.Киссинджер, Г.Коль, М.Горбачев и многие другие. Идея об изоляции России в нынешних условиях – абсурдна, опасна, контрпродуктивна и, наконец, нереализуема. Если в свое время мир, включая и наши с Вами страны, с облегчением воспринял весть о завершении «холодной войны», то сейчас он с удивлением наблюдает, что она продолжается, правда, теперь уже в головах отдельных американских и европейских политиков. И здесь могу сказать, что мы с удовлетворением наблюдаем постепенный разворот общественного мнения против навязываемой из-за океана нам с вами, европейцам, конфронтации.

Возможно ли до её окончания найти  какое-либо «независимое решение» в наших двусторонних отношениях?

Да, мне кажется, что право на существование «независимых» решений для государств-членов Евросоюза, в том числе и Венгрии, есть. Венгерское руководство демонстрирует разумный, взвешенный и мудрый подход и совершенно логично, не желает, чтобы новые разделительные линии в Европе вновь прошли по Венгрии или в непосредственной близости от нее. Мы прекрасно понимаем, что, будучи связанной союзническими обязательствами и блоковой дисциплиной в рамках ЕС и НАТО, Венгрия вынуждена действовать в условиях «ограниченности маневра». За любой союз приходится платить весьма высокую цену, выражающуюся в отказе от определенной доли национального суверенитета. Именно поэтому, как неоднократно отмечал Президент В.В.Путин, Россия так осторожно подходит к заключению каких-либо союзов. По нынешним временам полный национальный суверенитет – это роскошь, которую могут себе позволить немногие страны.

Этому не противоречит создание Евразийского Союза?

Идея создания этого союза родилась не вчера, и уже 1 января следующего года договор об образовании Евразийского экономического союза вступает в силу, знаменуя собой веху в развитии интеграционных процессов на  постсоветском пространстве. Его основной целью является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения наших стран. Подчеркну, что речь в данном случае идёт исключительно об экономическом взаимодействии, никакой политизированности или противопоставления кому бы то ни было. Именно поэтому мы полагаем, что формирование в будущем эффективного общего экономического пространства между Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом вполне реально. Судите сами, ведь по соседству с вами начинает функционировать крупнейшее в мире по территории единое экономическое пространство с населением 176 млн. человек и суммарным ВВП в размере более 4 млрд. долларов. Не лишне напомнить, что наше интеграционное объединение является ещё и естественным звеном в логистической цепочке между стремительно набирающим обороты азиатским регионом и пытающейся выйти из рецессии Европой. При этом на рынках стран Евразэс присутствует стабильно высокий спрос на производственные возможности компаний из центральной и восточной Европы, а конкурентная среда не такая жёсткая, как в Евросоюзе. Естественно, что наиболее интересные перспективы открываются перед теми, кто приходит к нам всерьёз и надолго. Пример тому успешная деятельность в России венгерского банка ОТР и фармацевтической компании «Гедеон Рихтер». Но я вспоминаю лишь самые яркие истории успеха, между тем венгерские фирмы эффективно работают и в других сегментах российской экономики, например в строительстве, или жилищно-коммунальном хозяйстве, всего более 140 компаний.

Как бы Вы коротко оценили нынешнее состояние российско-венгерских отношений? Скажем, если взять шкалу от отметки «необходимый прагматизм» до отметки «союзнические отношения»?

Отношения наших стран могут характеризоваться как прагматичное партнерство, основанное на учете взаимных интересов и гибко адаптируемое к объективным реалиям, в числе которых – членство Венгрии в ЕС и НАТО. Подчеркну: мы не стремимся к эффектным эпитетам и исходим из того, что дела важнее громких слов. Прогресс, достигнутый в российско-венгерском диалоге в последние годы – очевидный тому пример: динамичен график политических, парламентских и межведомственных контактов, реализуются масштабные инвестиционные проекты, существенно оживились деловые и гуманитарные связи. Министр иностранных дел С.В.Лавров после недавних переговоров в Москве со своим венгерским коллегой П.Сийярто заявил, что Венгрия является примером того, как можно успешно сочетать европейские и евро-атлантические обязательства с взаимовыгодным партнерством с Россией, отвечающим, прежде всего, и национальным интересам Вашей страны. Ценим взвешенную позицию, занимаемую Будапештом в рамках ЕС и НАТО, приверженность наших венгерских партнеров конструктивному диалогу, а не дипломатии ультиматумов или же менторскому навязыванию своего мнения. Видим в этом проявление серьезных намерений венгерской стороны вести совместную созидательную работу с прицелом на долгосрочную перспективу.